Арктические мечтания Сергея Шойгу
Министр обороны хочет быстро обновить свой ледокольный флот. При этом слабо понимая, где и как это можно сделать

Годовщину пребывания на посту министра обороны Сергей Шойгу отметил новой и оригинальной инициативой. На селекторном совещании в МО он объявил о развитии арктического направления. Защищать российскую инфраструктуру в северных льдах предстоит новому соединению патрульных ледоколов. Патрульные ледоколы, по задумке Шойгу, понадобятся для охраны уже построенных объектов, перемещения грузов и поддержки судов при прохождении по арктическому пути.
Подобное заявление главы Минобороны абсолютно укладывается в тезис, озвученный Владимиром Путиным в сентябре, когда он призвал военных вернуться в Арктику после 20-летнего отсутствия. Но сможет ли промышленность и финансовая система страны обеспечить все «хотелки» Минобороны?
Вряд ли.
Сегодня в России порядка 40 ледокольных судов различных классов и назначений. Действующий российский атомный ледокольный флот - это шесть ледоколов, один контейнеровоз и четыре судна технологического обслуживания. Практически все «атомники» нуждаются в замене в течение ближайших пяти - семи лет. Большая часть дизель-электрических ледоколов Росморпорта подлежит списанию к 2017–2019 гг. Это же касается ледоколов класса «река-море», которые эксплуатируются региональными речными пароходствами. К 2022-му в строю останется только один отечественный атомный ледокол «50 лет Победы» (2007 г.постройки) и, может быть, «Ямал» (1993 г.постройки).
Аналогичная ситуация и в подразделениях, обеспечивающих морскую охрану Севера. На службе в ВМФ и ПС ФСБ России до сих пор состоят ледокольные пограничные сторожевые корабли 1960–1970 гг. постройки.
К сожалению, реального обновления ледокольного флота в стране не производится, хотя громких заявлений и соответствующих правительственных документов не счесть.
В 1993 году была принята ФЦП «Возрождение торгового флота России». Согласно этой программе, до 2001 года должны были построить 16 ледоколов. Не построили ни одного.
Затем в 2002 году была принята ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Она предполагала строительство двух атомных ледоколов мощностью 55-60 МВт и двух мощность 25 МВт. Ни один из них построен не был. Вместо судов последнего типа построили два корабля мощность 18 МВт – но для решения всех задач на трассах Северного морского пути они не подходят.
Кроме того, в 2008 году была принята еще одна ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». До 2020 года Правительство намерено обеспечить постройку, как минимум, 4 атомных и 4 неатомных ледокола.
А есть еще «Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и на дальнейший период». Данный документ предполагает наличие 250 судов, которые могут ходить в условиях Арктики, и порядка 15 новых ледоколов, не говоря о двух десятках специализированных судов обеспечения.
Несмотря на внушительные цифры, в настоящее время начато строительство всего 4 ледоколов, из них – два атомных. Сроки спуска на воду атомных – 2015 и 2020 годы. Возникает вопрос – каким образом Правительство и министр обороны хотят обеспечить тотальное обновление ледокольного флота и для проводок судов по Северному морскому пути, и для защиты интересов России в Арктике, если строительство идет такими черепашьими темпами?
Создается впечатление, что Сергей Шойгу недостаточно проинформирован о специфике строительства кораблей именно того класса, в которых нуждается и Минобороны. Судоходство в арктических льдах – это не просто пробить путь сквозь трехметровые льды, а дальше все суда сами пойдут. Для обеспечения судоходства и служат как раз дизель-электрические и дизельные линейные ледоколы.
Но где Шойгу планирует строить корабли для нужд Министерства обороны? В СССР ледоколы такого класса, как правило, заказывали (не будем вспоминать совсем давние 60-е годы) в Финляндии у компании «Вяртсиля». Балтийский завод за последние 10 лет спустил на воду всего 3 ледокольных судна. Вряд ли темпы строительства возрастут – на предприятии всего три построечных места. А ведь есть еще заказы и из других стран! Аналогичные мощности и у Выборгского судостроительного завода, который в одиночку ледоколы «не тянет», а работает с финскими субподрядчиками. «Адмиралтейские верфи» выполняют заказы частных компаний, в т.ч. «Лукойла». Размещать же заказы на Украине, в Херсоне, учитывая нынешние политические реалии отношений между Москвой и Киевом, вряд ли кто позволит.
И в этой ситуации непонятно, где, когда и на какие деньги ведомство Шойгу сможет оперативно отстроить необходимое количество судов для Арктики. Получается, что нигде. Тогда к чему такие громкие заявления? Чтобы показать свою готовность ответить утвердительно на установки Президента? А может, министра обороны подвели советники и пиарщики, не захотевшие вникать в глубину и серьезность проблемы?