Владимир Якунин: дорога к даче

Папаша! Кто строил эту дорогу?
(Н.А.Некрасов. Железная дорога)
Пока российская общественность пристально рассматривает фотографии ставшей общим достоянием дачи главы ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, сравнивает ее с дачей норвежского принца, гадает о причинах «слива» материала и возможных последствиях (будет ли второй сюжет a la «Сердюков и Васильева» или «Скрынник и Росагролизинг»), наверное, есть смысл обратиться к некоторым сюжетам из биографии этого государственного служащего, которые объяснят не только дополнительные источники его личного и семейного благосостояния (дополнительно к ежемесячной зарплате в 10 млн руб), но и то, почему с железными дорогами у нас аховая ситуация.
***
«Я люблю свою семью, я люблю своих детей, я не отношусь к олигархам, я не богатый человек» сказал когда-то в одном из интервью Владимир Якунин. Эти слова - и формула успеха главного железнодорожника страны, вот уже как 8 лет стоящего у руля РЖД, и диагноз - раздвоения личности и совести.
И дело даже не в том, на кого записана усадьба в Домодедовском районе Подмосковья с 700 сотками земли. Есть у человека честно заработанные деньги – пусть что угодно строит. Но в данной ситуации пристальное внимание к Владимиру Якунину продиктовано именно не самым лучшим состоянием железных дорог, парка подвижного состава, уровня услуг, цен на билеты и тарифы на грузовые перевозки, а главное – перспективами развития.
Для того чтобы понять ситуацию, достаточно сопоставить цифры, а заодно сравнить происходящее у нас с тем, как развивается ж/д, например, в Китае. Итак, в 1990 году в России плотность ж/д дорог на 1000 кв км составляла 9,4 км, в Китае – 6 км. В 2010 году показатель РФ снизился до 7,3 км в то время как в Китае увеличился до 9,5 км, то есть почти на 60%! Проще говоря, строительство новых путей в нашей стране практически не ведется (за 18 лет построено всего 2730 км путей, причем часть из них на средства добывающих компаний), а эксплуатируется построенное при проклятом царском режиме и такой же проклятой советской власти. Китайцы за 10 лет, с 2000 по 2010 годы, построили больше 15 000 км дорог, догнав Россию по общей протяженности ж/д путей.
Аналогичная ситуация с локомотивным парком. За последние 10 лет Китай практически сравнялся по этому показателю с РФ, имеющей 20 тыс. локомотивов. Обновление парка идет в два раза медленнее, чем необходимо (в год приобретается порядка 400 тепловозов и электровозов вместо 750).
Ничем не лучше положение с грузовыми вагонами. В январе глава РЖД выступил против предложения отечественных заводов, эти вагоны выпускающие, которые настаивали на запрете эксплуатации старых вагонов. Вопреки позиции Президента России, Владимир Якунин не прислушался к доводам промышленников. Видимо, «доводы» компаний-перевозчиков оказались приятней, полезней в хозяйстве. А потому – убедительней. Вопрос только, что теперь делать новым заводам в Тихвине, Чувашии, тому же Уралвагонзаводу, наконец....
Громкие – и вкусные по размерам бюджетов – новые проекты идут только под большие имиджевые события – вроде Олимпиады в Сочах или строительства высокоскоростных магистралей. Вот только для проектов ВСМ у нас пока могут делать только рельсы... Зато, повторюсь, деньги в них закачивают немалые: начальная цена недавно объявленного проекта по строительству ВСМ Москва-Казань равна 980 млрд рублей за 800 км пути. Есть где развернуться аффилированным структурам и просто близким людям. Куда интереснее, чем решать проблемы с пригородными электричками или строительством и реконструкцией вокзалов.
Но вернемся к началу, к семье и детям. Так получилось, что Владимир Якунин всегда умудрялся выгодно сочетать свои интересы с государственными деньгами. Когда в 1991 году он начал свой путь в бизнес и власть, войдя в совет директоров одного из первых частных банков – АБ «Россия» братьев Ковальчуков, который создавался в том числе и на деньги КПСС. Именно в 1991-м Ленинградский обком партии перевел в банк депозитный вклад на весьма немалую для тех лет сумму — 50 миллионов рублей. В 1992 году возглавляемая им корпорация «Стрим», занимавшаяся экспортом цветных металлов и алюминия, оказалась в центре депутатского расследования, связанного с «нецелевым использованием выделенных федеральным правительством бюджетных средств». Речь шла о пропавших нескольких сотнях миллионов долларов.
Тогда же разразился и другой скандал, связанный с приобретением крупными питерскими чиновниками дач в поселке на Комсомольском озере и организацией дачного кооператива «Озеро». Среди учредителей был и Владимир Якунин.
Надо отдать нынешнему главе РЖД должное: он всегда был благодарен тем, кто тащил его наверх, и всегда помогал своим детям. Семейственность бизнеса – характерная черта для Якуниных.
Хотя, конечно же, Владимир Иванович от этого всячески, как и положено сотруднику спецслужб, открещивается. «К сожалению, я своих взрослых сыновей не могу задействовать в проектах, которые напрямую связаны с РЖД. Чтобы ни милиционеры, ни прокуроры, ни граждане не могли сказать, что здесь есть заинтересованность. У сына управляющая компания, которая оказывает консультационные и девелоперские услуги. И это все, чем они занимаются. И никаких других, связанных с производственной деятельностью РЖД, проектов у них нет».
На деле все обстоит с точностью наоборот. По сути, семья Якуниных развивает свой собственный гостиничный бизнес за... государственный счет. Летом прошлого года сын Владимира Якунина, Андрей объявил о намерении инвестировать 500 млн долларов в развитие сети гостиниц в России на привокзальных территориях. При этом, как сообщило агентство Рейтер, проект будет осуществляться «частично с помощью дочерней компании РЖД». Чтобы получить подходящие участки, сказал Андрей Якунин, его компания провела «жесткий процесс отбора» с целью найти консультанта по недвижимости в России. Им, конечно же, совершенно случайно, оказалась дочерняя компания РЖД «Желдорипотека». «Мы смогли найти несколько участков земли, которые в итоге приобрели через «Желдорипотеку», - сказал Якунин-младший в интервью Рейтер. Участки расположены напротив вокзалов или рядом с ними в крупнейших городах страны.
А что такое «Желдорипотека»? ЗАО «Желдорипотека» давным-давно было создана для обеспечения железнодорожников доступным жильем, как 100-процентная «дочка» «РЖД». Так как само «РЖД» тоже на 100 процентов принадлежит государству, это казалось нормальным.
Затем «дочка» начала сбывать вверенное Якунину-отцу материнское имущество — например, землю. В рекламных текстах про «РЖД» еще совсем недавно утверждалось, что привокзальные гостиниц это не коснется - их, мол, будут развивать сами железнодорожники. Но цели меняются - в отелях теперь находится холдинг «Региональная гостиничная сеть» Андрея Якунина, а около половины акций «Желдорипотеки» переписаны с ОАО «РЖД» на частное ЗАО «УК «РВМ Капитал».
Эта контора оформлена на ряд физлиц, при этом она же числится учредителем предприятий «Региональной гостиничной сети» в городах России (ООО «РГС Челябинск», ООО «РГС Иркутск», ООО «РГС Екатеринбург»).
Можно, конечно, предположить, что Андрей Якунин ведет привокзальный бизнес «на свои деньги». Но откуда взялось полмиллиарда свободных долларов у семьи Якуниных — и почему сразу после того, как глава семьи поруководил российскими путями сообщения?
На этот вопрос можно попробовать ответить, проанализировав закупки ОАО «РЖД», часто осуществляемые почему-то не напрямую, а через ОАО «Торговый дом «РЖД». Выручка этого самого торгового дома за 2011 год превышает 3 000 000 000 долларов, главный акционер по состоянию на тот же год опять-таки «РВМ Капитал», хотя деньги туда закачиваются бюджетные.
«РВМ» прочно связана со всеми сферами деятельности «Российских железных дорог», где есть возможность превращать большие государственные деньги в частные. Это и «ЖАСО», и порт в Усть-Луге; группа «РВМ» занимается финансовыми потоками «Транскредитбанка», контролируемого РЖД «Тверского вагоностроительного завода», ОАО «Росжелдорпроект».
О семейном бизнесе главы РЖД можно говорить много. Но интересно здесь не это – технологии освоения высшими госчиновниками бюджетных денег за двадцать лет отшлифованы до абсолюта. Показательно то, что Владимир Якунин пошел по стандартному для многих людей его ранга пути, когда личные интересы одерживают верх над профессиональным честолюбием.
Подумайте сами: за весь постсоветский период истории России можно назвать всего ОДНОГО министра, которого, без преувеличения, знает вся страна и к которому относится хорошо, причем именно за профессиональную деятельность. Это Сергей Шойгу. И все!
И у Якунина была замечательная возможность выстроить и развить систему, которая действительно касается каждого из нас, начиная от перевозки грузов и пригородных электричек и заканчивая поездами дальнего следования. В условиях, когда в стране умерла малая авиация, когда мегаполисы становятся местом работы тысяч людей даже из соседних регионов, когда ставятся – но не решаются – задачи по развитию внутреннего туризма, и еще по тысяче причин РЖД могло бы стать одной из визитных карточек страны, то, чем и вправду можно было бы гордиться. И восемь лет – а это же местами два президентских срока! – было вполне достаточно, чтобы показать себя эффективным менеджером.
Но Владимир Якунин предпочел пойти по накатанной дорожке. Вялотекущее стагнирование вверенной ему важнейшей госструктуры, развитый личный бизнес и имиджевая игрушка в виде благотворительного фонда.
И расцветшая пышным цветом коррупция.
Продолжение следует…